ГлавнаяГлавная Карта сайтаКарта сайта
Поиск по сайту:
1С франчайзинг  
 
 
             
 
E-com.mobi
Мобильные агенты
Торговые представители
Супервайзеры
Автоматизация



 

КРИТЕРИИ ОТБОРА ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ.

06.11.2014

Налоговые органы на практике используют ряд критериев для отбора организаций для включения в план выездных налоговых проверок, предназначенных для служебного пользования. Например, при планировании выездных налоговых проверок приоритет отдается организациям, в которых часто меняется руководство (см. Признаки неблагонадежности на этапе регистрации и в ходе деятельности организации) или в отношении которых у налоговых органов имеются подозрения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств.

Предварительная работа по проведению выездных налоговых проверок состоит из двух этапов:

  • Планирование - отбор налогоплательщиков для их включения в план проверок и составление списка кандидатов для проверки;

  • Подготовка - углубленное изучение информации об уже включенных в план налогоплательщиках с целью создания условий для более эффективного проведения контрольных мероприятий.

См. Источники информации для отбора налогоплательщиков

Критерии отбора налогоплательщиков для налогового контроля, используемые налоговыми органами, условно можно разделить на 2 группы:

    1. Критерии, основанные на цикличности во времени

    2. Критерии, основанные на знаниях и опыте работников налоговых органов

Критерии, основанные на цикличности во времени

Данные критерии подразумевают проверку каждой организации один раз в течение определенного периода времени, например, каждый пятый год. Однако, такие критерии не являются эффективными в применении ввиду ограниченности ресурсов налоговых органов. Если налоговые органы и попытаются осуществить подобную программу проверок, время, которое они смогут выделить на каждую проверку, окажется таким ограниченным, что не позволит выявить все нарушения в полном объеме. Поэтому профилактика налоговых правонарушений с использованием принципа неотвратимости наказания на сегодняшний день не является реально исполнимой.

Тем не менее периодическая проверка может быть эффективной - например, для организаций, известных как «проблемные». Применяется она и в отношении крупных организаций, по которым всегда существует риск потери крупных поступлений в казну.

Критерии, основанные на знаниях и опыте работников налоговых органов

В ходе активной борьбы с уклонением от уплаты налогов налоговые органы накопили достаточное количество информации о схемах уклонения от налогообложения и схемах минимизации налоговых обязательств. Указанные сведения рассылаются в территориальные налоговые органы в обзорах «для служебного пользования» с квартальной периодичностью. Также налоговые органы пользуются своей внутренней информационной базой по известным им схемам уклонения, которая постоянно пополняется.

В связи с этим необходимо обратить внимание на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". В п. 5 постановления указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать только подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: п.5 Постановления Пленума ВАС № 53

Обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности налоговой выгоды

(по мнению Пленума ВАС РФ)

Документы организации ,

которые могут служить доказательствами

1Невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг
  • Договоры

  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

  • Материалы налоговых проверок

  • Сведения о финансовом состоянии организации

2Отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств
3Учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций
  • Сведения о финансовом состоянии организации

  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

  • Первичные документы (платежные поручения, товарные накладные, акты)

  • Регистры бухгалтерского учета (карточка счета, анализ счета, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах деятельности)

4Совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета
  • Договоры

  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

 

Кроме того, в п. 6 перечисляются обстоятельства, которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, нов совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды:

 п. 6 Постановления Пленума ВАС № 53

  • Создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции
  • Взаимозависимость участников сделок
  • Неритмичный характер хозяйственных операций
  • Нарушение налогового законодательства в прошлом
  • Разовый характер операции
  • Осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика
  • Осуществление расчетов с контрагентом с использованием одного банка
  • Осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций
  • Использование посредников при осуществлении хозяйственных операций

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 важно, прежде всего, для судов, так как затрагивает методологию рассмотрения споров о недобросовестности налогоплательщика и получении необоснованной налоговой выгоды, оценку представленных доказательств. Но не меньшее значение постановление имеет для налоговых органов и налогоплательщиков, так как ориентирует потенциальных участников арбитражного процесса на определенные доказательства, которые должны быть представлены для установления обоснованности налоговой выгоды.

Например, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что (письмо ФНС России от 23.01.2009 № ШС-21-3/40):

  • налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом в силу взаимозависимости или аффилированности с этим контрагентом;
  • деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых и аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими свои налоговые обязательства.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Налогоплательщик должен понимать, что граница, за которой налоговую выгоду могут признать необоснованной, а действия налогоплательщика - схемой уклонения от налогообложения, очень тонкая, и нужно быть готовым защищать свои права. Если налогоплательщик обоснованно докажет свою правоту и сможет подтвердить, что он действительно приобрел товары или являлся потребителем услуг, то решение будет принято в его пользу.


← все новости

   
 
 
Другие сайты 1С
 
 
 

Группа компаний "КиН"

Качество и Надежность


Телефон: +7(8722) 560-570
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул.Ирчи Казака, 31, здание "Магнит", 3 этаж
E-mail: 1c@firmakin.ru

 
Работает на Система управления сайтом