ГлавнаяГлавная Карта сайтаКарта сайта
Поиск по сайту:
1С франчайзинг  
 
 
             
 
E-com.mobi
Мобильные агенты
Торговые представители
Супервайзеры
Автоматизация



 

Налоговые ставки по земельному налогу.

31.10.2014

Максимальные налоговые ставки

В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры налоговых ставок:

  • 0,3 процента в отношении земельных участков:

    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
    В Письме Минфина России от 25.02.2010 № 03-05-04-02/23 разъясняется: если на земельном участке с разрешенным использованием для жилищного строительства, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка (основание -п. 1 ст. 394 Кодекса);

    приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать максимальных налоговых ставок, установленных статьей 394 НК РФ.

Обратите внимание

Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не установлены налоговые ставки, то налогообложение осуществляется по ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ(п.3 ст. 394 НК РФ).

Организация, имеющая на праве собственности земельный участок, расположенный в составе зоны сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, вправе применить ставку земельного налога, установленную в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, в том случае, если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование участка в целях сельскохозяйственного производства, и уставная деятельность организации также связана с сельскохозяйственным производством (см. письмо Минфина РФ от 14.03.2008 № 03-05-05-02/12).

Неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ (постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 54, ФАС Московского округа от 25.02.2014 № Ф05-524/2014).

Дифференцированные налоговые ставки

В зависимости от категорий земель и/или разрешенного использования земельного участка допускается установление дифференцированных налоговых ставок (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Решение вопроса об установлении налоговых ставок, налоговых льгот по земельному налогу находится в компетенции представительного органа муниципальных образований, на территории которого располагается земельный участок (письмо Минфина РФ от 22.05.2009 № 03-05-06-02/39).

Категории земли или вид разрешенного использования участка указываются в свидетельстве о государственной регистрации прав на земельный участок или кадастровом плане земельного участка.

По земельному участку с более чем одним видом разрешенного использования должна применяться ставка земельного налога, установленная в отношении того вида использования, которому соответствует кадастровая стоимость участка (письмо Минфина РФ от 24.02.2009 № 03-05-04-02/15).

Если изменилась категория земли или вид разрешенного использования

По мнению Минфина России (см. письмо от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81), в случае изменения в течение налогового периода категории земли или вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для той категории земли или того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если же фактическое использование земельного участка отличается от вида его разрешенного использования, указанного в кадастре недвижимости, то платить земельный налог можно по фактическому землепользованию (см. постановления ВАС РФ от 20.11.2012 № 7943/12от 28.10.2010 № 5743/10, ФАС Уральского округа от 23.05.2014 № Ф09-2590/14). Однако следование этой позиции, скорее всего, вызовет споры с контролирующими органами. Поэтому во избежание таких споров рекомендуется в кратчайшие сроки подать документы на изменение вида разрешенного использования земельного участка, соответствующего фактическому землепользованию.

Если налогоплательщик готов отстаивать свою позицию в суде, то можно привести следующие аргументы. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, но не устанавливается этим документом. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований (см. постановления ВАС РФ от 20.11.2012 № 7943/12от 28.10.2010 № 5743/10). Причем данные кадастра недвижимости о виде разрешенного использования не указаны в НК РФ как единственный критерий определения вида использования в целях применения ставки налога. Правомерность применения определенной ставки налога до внесения изменений в сведения в кадастре недвижимости о виде разрешенного использования может быть подтверждена наличием решений уполномоченного органа о предоставлении, использовании земельного участка в определенных целях либо об установлении вида разрешенного использования, соответствующих фактическому использованию. Поэтому налогоплательщик вправе уплачивать земельный налог исходя из фактического землепользования, а не вида разрешенного использования земельного участка, указанного в сведениях государственного кадастра недвижимости (постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2014 № Ф09-2590/14).

Если для земельного участка установлено более одного вида разрешенного использования

Минфин России отмечает, что гл. 31 НК РФ не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Поэтому в отношении земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования следует применять налоговую ставку, установленную в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость (налоговая база) (см. письма Минфина России от 19.02.2014 № 03-05-05-02/6903, от 24.02.2009 № 03-05-04-02/15от 25.06.2009 № 03-05-04-02/46).

Минфин России в письме от 01.09.2006 № 03-06-02-06/89 разъяснил некоторые вопросы, связанные с исчислением земельного налога, в отношении земельного участка, на котором наряду с объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса расположены объекты, не относящиеся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так:

  • если, согласно правоустанавливающим документам, земельный участок предназначен для жилищного строительства и правообладателем земельного участка, а также объектов жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и иных объектов, расположенных на данном земельном участке, является одно лицо, то в отношении всего земельного участка должна применяться налоговая ставка, не превышающая 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • если земельный участок, на котором находятся объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также и иные объекты, является неделимым многофункциональным земельным участком, то исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться отдельно исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости), рассчитанной в отношении площади земельного участка, приходящейся на объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и налоговой базы (кадастровой стоимости), рассчитанной в отношении остальной площади земельного участка, определенной как разница площади всего земельного участка и площади, занятой жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

При исчислении земельного налога к налоговой базе (кадастровой стоимости), рассчитанной в отношении площади земельного участка, занимаемой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка, установленная в пределах 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, а к налоговой базе, рассчитанной для остальной площади земельного участка, должна применяться установленная налоговая ставка, исходя из целевого назначения, указанного в правоустанавливающем документе на земельный участок. В этом случае при составлении налоговой декларации по земельному налогу (налогового расчета по авансовым платежам) налогоплательщиком должны заполняться два отдельных раздела 2 Расчета и/или Декларации.

Данные, касающиеся площади, занимаемой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, могут быть установлены на основании технической и градостроительной документации (технический паспорт объекта, градостроительный план земельного участка и др.).


← все новости

   
 
 
Другие сайты 1С
 
 
 

Группа компаний "КиН"

Качество и Надежность


Телефон: +7(8722) 560-570
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул.Ирчи Казака, 31, здание "Магнит", 3 этаж
E-mail: 1c@firmakin.ru

 
Работает на Система управления сайтом